Экскурсия «Дворы-колодцы и парадные Петербурга»

Самые популярные достопримечательности Санкт-Петербурга — это великолепные площади и храмы, памятники и музеи. Совсем рядом за парадными фасадами расположены дворы-колодцы Санкт-Петербурга, которые можно смело назвать музеями под открытым небом. Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют открыть другое лицо города, понять дух и историю Санкт-Петербурга. В этом и состоит задача нашей прогулки — увидеть воочию всё, что спрятано от всеобщего обозрения, и проследить за своими чувствами. Канет ли наша влюблённость в лету? Или мы сможем взойти на ступень в разы выше — полюбить и принять город таким, как он есть, всецело и всем сердцем?!

                           Как появились дворы-колодцы?

Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр. Земля в Северной столице постоянно дорожала и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу.  Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом. В это же время становятся популярными доходные дома. Затем они стали надстраивать до 5–6-ти этажей уличные фасады и позже — хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию, а потом и ее перегораживали узкими домами-пеналами. Так образовывались строения самой необычной формы, соединявшиеся друг с другом и появлялись дворы-колодцы с причудливыми арками и воротами. Часто помещения на первых этажах вообще не имели окон и предназначались для хозяйственных нужд. Места получились довольно темные и мрачные. Нередко первые этажи домов в таких дворах были лишены окон, т.к. солнечный свет и так туда практически не проникал. Это только добавляло мрачности таким местам.

Стоимость пешей экскурсии

1 человек 2 человека 3 человека
2 100 ₽ 3 400 ₽ 4 200 ₽

 

Дети до 14 лет Иностранцы
900 ₽ 5 200 ₽

Подробнее об экскурсии

Двор духов Мистическое место на Васильевском острове, которое не так просто найти. Бытует легенда, что называется, он так потому что здесь молодой Н.К. Рерих проводил спиритические сеансы. Поэтому до сих пор в этом дворе обитают духи, оберегающие Васильевский остров. Говорят, все что ни пожелаешь в этом месте обязательно сбудется, это касается даже самых невероятных задумок.

Двор восьмиугольник – это один из необычных дворов имеет форму, напоминающую Мальтийский орден. Снаружи здания ничем не примечательны, зато внутри двор украшен металлическим деревом с птицей на ветвях. Совет: Чтобы ваше желание исполнилось, нужно взяться за листик установленной волшебной конструкции и загадать то, о чем мечтаешь.

Дом кольцо полностью замкнутое круглое здание, построенное в XX веке купцом Устиновым для сдачи комнат. Сейчас это один из самых старых жилых домов. Когда-то здесь жили родители А.С. Пушкина. B нaчaлe XIX вeкa кyпeц Ycтинoв peшил, чтo внyтpeнний двop-кoлoдeц cлишкoм пpocтopeн, и мoг бы пpинocить дoпoлнитeльныe дeньги. Oн зaкaзaл apxитeктopy Шapлeмaню дocтpoить пocpeди двopa eщe oдин дoм тaким oбpaзoм, чтoбы oн нe мeшaл внyтpeнним фacaдaм ocнoвнoгo здaния, нe пepeгopaживaл cвeт и пoзвoлял cдaвaть дoпoлнитeльнoe жильe в apeндy. Taк пoявилcя кpyглый тpexэтaжный жилoй дoм c eщe oдним двopoм-кoлoдцeм внyтpи.

В тройку туристических жемчужин Санкт-Петербурга, кроме мостов и крыш, можно смело включать многие роскошные парадные — лестницы, по которым ходили известные купцы и банкиры дореволюционной России. Пожалуй, такого количества парадных нет ни в одном городе России! Многие туристы спрашивают, почему в Петербурге говорят не подъезды, а парадные?

В прошлые века у домов существовало несколько лестниц и входов, выполнявших разные функции. Парадная лестница, выходившая на улицу, предназначалась для хозяев и их гостей, а чёрная, находившаяся обычно со двора, вела на кухню, в кладовые, и ей, в основном, пользовалась барская прислуга. Со временем слово “лестница” изменила своё значение как вход, и в обиходе закрепилось слово “парадная”. Парадные есть и в современных многоквартирных домах-высотках в спальных районах, но и так же часто можно при входе увидеть табличку с надписью “лестница №…” или “подъезд №…”. Парадные в Петербурге парадные входы, потому что их украшают стены с оригинальной лепниной и другими шедеврами художественного искусства, винтовые лестницы и кованые лифты, световые окна, внутри колонны или даже ротонды… В парадных Петербурга не проёмы, а арки, которые поддерживают атланты — и это далеко не дворцовая обстановка для царских особ, в таком окружении живут обычные петербуржцы.

Парадная в доходном доме купца Г. Г. Елисеева, одна из самых красивых парадных Петербурга, известная своей винтовой лестницей и кованым лифтом. Её народное название — “Ромашка”. В верхней части окон сохранились оригинальные жёлтые стёкла, создающие внутри тёплое освещение. Сочетание жёлтого цвета стен и белой лепнины на розетке купола, обрамлении окон и барельефах стало причиной возникновения неформального названия парадной этого цветка, на котором гадают: любит, не любит. Парадная находится в одном из домов купца Г. Г. Елисеева, представителя знаковой для Санкт-Петербурга торговой династии. Что удивительно, в доме Елисеева до сих пор сохранились коммуналки. Доходный дом, выстроенный известным архитектором Гавриилом Васильевичем Барановским в стиле неоэклектика, примечателен не только деталями фасада, но и двором-колодцем, откуда видна цилиндрическая форма шахты парадной.

Точный адрес — улица Ломоносова, 14. А как попасть? Консьержки в парадной нет, попасть может теоретически любой, когда выходит жилец. На одиночных пришлых жильцы не ругаются. Они прекрасно понимают, что живут в такой красоте и видят её каждый день, и всем хочется после однотипных скучных подъездов в многоэтажках взглянуть на пышное убранство парадной доходного дома и получить удовольствие от увиденного. Тут можно посмотреть на тот самый растиражированный в сети ракурс лифтовой шахты и спиральной лестницы. Находясь в подобной обстановке, неожиданно ощущаешь дух настоящего Санкт-Петербурга и его историю. Спираль лестницы поддерживают профилированные кронштейны, декорированные лепными витыми завитками. Оригинальная балюстрада сохранилась целиком только на верхнем этаже. Большие окна, пускающие солнечный свет внутрь парадной, размещены по спирали, как и лестница. Почти везде сохранились оригинальные жёлтые стёкла в верхней части окон. По замыслу создателя в типичную пасмурную питерскую погоду они создавали приятное тёплое освещение, гнали от обитателей печальные мысли и лучезарно намекали, что скоро будет солнечно.

На последнем этаже — дополнительный ряд окон, расположенных на одной линии по кругу и дающих в ясную погоду очень приятный, мягкий и тёплый свет в куполе и на площадке около лифтовой шахты. Лестница спиралью вьётся вокруг лифта в цилиндрической шахте парадной с окрашенными в нежно-жёлтый цвет стенами. Как и во многих доходных домах того времени, столетие назад между этажами возил людей паровой лифт, до наших дней не сохранившийся.

И всё же, когда только заходишь в “Ромашку”, понимаешь, что попадаешь не в подъезд, а именно в парадную: лепнина на потолке, пилястры с изящными капителями. Эту красоту для Г. Г. Елисеева в тогдашнем Чернышёвом переулке создавал в 1891-1892 годах “семейный” архитектор купеческой династии — Г. В. Барановский, и парадной он отвёл центральное место в доме.

Купцы Елисеевы – богатейшая династия России, которая берет свое начало от простого крепостного крестьянина Петра Елисеева, который однажды угостил своего барина — графа Шереметьева — и собравшихся у него гостей, выращенной зимой земляникой. Все присутствующие поразились — за окном метет метель, а перед ними в вазочках ароматные свежие ягоды. Своей предприимчивостью он так понравился графу, что тот дал крестьянину вольную и небольшой капитал на открытие своего дела.  В его доме был установлен лифт – один из первых в Петербурге. Доходный дом Г.Г. Елисеева на Наб.реки Фонтанки, 64 тоже построен архитектором Г. В. Барановским в 1889 — 1890 годах. После 1898 года Барановский стал главным архитектором всех предприятий Елисеевых. Дом торгового товарищества «Братья Елисеевы» на Невском проспекте — его же рук дело.

Двор дома-утюга на Садовой улице по задумке В.Шауба должен был быть очень богатым на декор, но заказчица из-за экономии отказалась от данной идеи, поэтому сейчас это здание привлекает только своей странной заострённой формой утюга, которая повторяется и во дворе.

Двор дома графа Толстого Дом выполнен по задумке Ф.И. Лидваля, представлявшего эпоху модернизма. Представляет собой практически целую улицу. В его состав входят целых 3 двора, соединенных между собой арками. Прогуливаясь в этом месте, вы как будто на время оказываетесь на Лондонских улочках. Здание известно по фамилии владельцев — графов Толстых — Толстовский дом. Построено в начале 20 века с использованием новейших технологий того времени.  Дом интересен тем, что при постройке сразу было предусмотрены прачечная, водопровод, лифты. Этот дом задумывался как дом для всех сословий. В нем были квартиры для людей с разным достатком.  Дом уходит в глубину почти на 1 км. Складывается прототип того, что сегодня мы называем «жилой комплекс».

Толстовский дом связан с именами многих известных людей.  Его очарование и романтизм всегда притягивали личностей творческих и неординарных. В разное время здесь жили писатели Аркадий Аверченко и Александр Куприн, поэт Евгений Рейн и художник Михаил Шемякин….

Во дворах Толстовского дома можно было встретить Анну Ахматову, Иосифа Бродского, Александра Розенбаума, Аркадия Райкина, Алису Фрейндлих, Олега Басилашвили, Михаила Боярского…

Этот доходный дом мы видим в кадрах многих фильмов – «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон», «Зимняя Вишня», «Бандитский Петербург» ….

От набережной Фонтанки до улицы Рубинштейна мы сможем пройти вдоль этого дома и увидеть красивые арки. Мы узнаем о тайных дворах-колодцах, которые расположены с по обе стороны от главного проезда.

В парадной дома № 5 на улице Рубинштейна в доходном доме Г. Г. Мекленбург-Стрелицкого сохранилась старинная лепнина. Здесь широкие лестничные марши и установлен лифт. И попадая в эту парадную, ощущаешь себя будто в одном из залов настоящего дворца. Оно и понятно. Доходный дом строился для Г. Г. Мекленбурга-Стрелицкого в стиле эклектики в 1896-1897 гг. Автор — архитектор Стаценко Вадим Платонович. Но самое главное, Мекленбург-Стрелицкий был супругом великой княгини Екатерины Михайловны, племянницы императора Александра I. Из ещё более ранней истории известно, что в 1894 и 1896 годах дом находился во владении Кабинета Его Величества. Следующим владельцем дома стал герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий. А позднее, к 1913 году владельцами дома стали графы Карловы — Наталья Федоровна, Георгий, Екатерина, Мария и Наталья Георгиевичи. Герцог Георгий Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий младший вопреки воли матери великой княгини Екатерины Михайловны женился морганатическим браком на фрейлине императорского двора — Наталье Фёдоровне Вонлярлярской, получившей после замужества титул графини Карловой. Графиня Карлова была известна как богатая благотворительница, которую называли “Тинхен”.

Доходный дом Иоффе Ул. Рубинштейна, д.40. Сто лет назад по этой лестнице ходили знаменитые писатели и поэты. Дом Иоффе в Петербурге стоит на знаменитом перекрестке, который неофициально называют «Пятью углами». В разное время здесь жили Николай Некрасов, писательница Лидия Корнеевна Чуковская. Нередким гостем в этом доме бывала и Анна Ахматова. Парадная, попасть в которую можно с Загородного проспекта, в своем величии не уступает фасадам и истории здания. Большая винтовая лестница, кованые решетки перил и окна до потолка перенесут каждого в атмосферу XIX века.

Доходный дом Дехтеринского Загородный пр., д.26 В парадной дома Дехтеринского можно увидеть лепнину и медальоны с буквой “Д”. Дом купца Дехтеринского был построен в Петербурге 1880-х годах. Парадная поражает своим великолепием: на полу сохранилась старинная узорчатая плитка, на выкрашенных в синий цвет стенах – арки, лепнина, ниши и медальоны с буквой «Д». Во время съемок фильма «Три женщины Достоевского» на перилах в парадной установили газовый фонарь, а убирать так и не стали. Многие принимают декорацию за оригинальный предмет.

Доходный дом «России» на улице Правды,22 Страховое общество стало владельцем этого участка в начале 1900-х годов. Тогда же с лица земли был стёрт дом купца Синебрюхова, а на его месте вырос доходный дом в шесть этажей — воплощение таланта архитектора Гимпеля. Лестница-спираль проходит параллельно с лифтовой кабиной, вопреки устоявшемуся стилю, господствовавшему в Петербурге в эти годы, пролёт имеет не круглую, а лепестковую форму.

В особняке Каншина находится удивительная парадная. Главная лестница дома оформлена лепниной и кариатидами. И сюда попадая, тоже ощущаешь, как во дворце, — белые статуи, лепнина с позолоченными элементами и прочие царские изыски тут на каждом шагу.

Дом № 6 в Кузнечном переулке был возведён по заказу коллежского регистратора и “содержателя питейных сборов” В. С. Каншина архитектором Ф.- Г. Барчем в 1859-1860 гг. Затем в 1869-1870 годах тем же архитектором особняк был более изысканно и богато украшен по его же проекту. Дом выстроен в стиле эклектики. Сейчас лицевую часть здания занимает частная музыкальная школа “I and M раннее развитие”. Увы, особняк Каншина не признан объектом, представляющим историко-архитектурную ценность, несмотря на вполне изысканную композицию главного фасада и довольно хорошо сохранившийся снаружи и внутри пышный лепной декор. Но всё ещё впереди, и жильцы верят в лучшее.

Построен в модном тогда стиле эклектики 1859-1860 гг. Дополнительно был декорирован в 1869 году, что мы ныне и можем лицезреть. Семье Каншиных на Кузнечном переулке принадлежало три дома в ряд – №2, №4 и №6. Дом номер 6 стал самым шикарным – его Каншин-старший презентовал своим дочерям. Семейство примечательное и, скажем так, нескучное, но это отдельная история. Василий Семёнович Каншин, был богатейшим человеком Северной столицы, миллионером и известным в Петербурге «содержателем питейных сборов», государевым откупщиком. Имел чин коллежского регистратора. Происходил из старинного дворянского рода, разжалованного Петром I в однодворцев в 1706г. за уклонение от воинской службы. У него с женой Марией Николаевной было 13 детей. Трехэтажный особняк по Кузнечному переулку, д.6, был куплен Василием Каншиным в 1870г. для своих дочерей, чтобы обеспечить их будущее. Вначале здание не имело отделки. В.С. Каншин решил украсить фасад и обустроить внутренние помещения, чтобы можно было сдавать квартиры в аренду. Проект, в стиле эклектики, подготовил архитектор Барч Густав Мартынович. Свою красивую отделку дом приобрёл в 1869г. По задумке архитектора дом был оформлен снаружи пышным лепным декором, а внутри украшен лепниной, купидонами и кариатидами.

В доме проживала Юлия Васильевна Теляковская (в девичестве Каншина) с мужем Аркадием Захаровичем Теляковским – генерал-лейтенантом, профессором, автором учебника по фортификации. У них было 7 детей, младший сын, Владимир Аркадьевич Теляковский, стал директором императорских театров (с 1898-1917гг.). Портреты Юлии Васильевны и её мужа, написанные на 10-летие свадьбы художником Гавриилом Яковлевым, хранятся сегодня в Эрмитаже.

После революции в доме сделали коммуналки, как и во многих петербургских домах в то время. Прекрасные залы разделили перегородками, сбили лепнину. Отделка сохранилась только в одном зале на 2 этаже здания и в парадной дома. Хотя капитальный ремонт никогда не проводился, здание прекрасно сохранилось. Только перила главной лестницы установлены из другого дома. И это видно. Они в стиле модерн, а вестибюль оформлен в стиле барокко. Интересная деталь. В этом доме проходили съёмки фильма А. Балабанова «Счастливые дни». Сегодня в лицевой части здании работает школа джаза для взрослых и детей J&M School, открыты магазины и офисы. Часть дома осталась жилой.

Один из музеев нашей страны, посвящённых наследию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, расположен в городе Санкт-Петербурге. Располагается в старинном доме по Кузнечному переулку под номером 5/2 — сохранившем своё название с далёких времён — на пересечении с улицей Достоевского, бывшей Гребецкой, а впоследствии – Ямской. В доме по этому адресу писатель прожил два периода своей жизни – период раннего становления, когда был написан роман «Двойник», и заключительные годы своей жизни, увенчав свой цикл «Пятикнижие» знаменитым произведением — «Братья Карамазовы». В дом на Кузнечном Федор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил три года вплоть до самой своей смерти.

Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли ровно к 150-летию рождения, в 1971 году. Заведение включает в себя мемориальную часть – саму квартиру, и зал – так называемую литературную экспозицию. Благодаря архивным планам, а также воспоминаниям современников, устроители смогли восстановить квартиру Достоевского, а по фотографии –  реконструировать его кабинет.

Доходный дом Никонова Н. Н. находится на Колокольной улице, идущей параллельно Невскому проспекту и Стремянной. Называют его еще Пряничным домиком, из-за причудливого оформления в неорусском стиле. Это один из наиболее старинных домов города. Фасад поражает разнообразием и красотой — шатровые кровли, колонки с дыньками, кокошники в сочетании с многоцветной керамикой, штукатурная отделка в русском стиле, кирпичная кладка. В парадной, выходящей на улицу, сохранились витражи. Фасады из красного кирпича практически полностью декорированы майоликой, кровля и завершение эркера выполнены в виде шатров.

Николай Никитич Никонов — один, из известных зодчих Санкт-Петербурга, конца XIX — начала XX века, много и плодотворно работал, особенно в области церковной архитектуры. Он возводил Покровскую церковь, «Братский дом» на Боровой улице, а также Иоанновский женский монастырь. Автор проекта архитектор Николай Никонов построил его для себя. К 1908 году архитектор продал дом богатому петербургскому горожанину Дионисию Аврахову, который владел зданием до 1917 года. После в стенах дома-терема разместились коммунальные квартиры, и воцарился типичный для советского времени дух спартанства, и умения выживать, невзирая на все противодействия и произвол властей.

Итак, посмотрим на украшающие Парадную(подъезд) майолику, которая украшает еще и арку. Монтаж изразцов удивителен — они не являются частью кладки — это просто навесной декор. Разумеется, полые изразцы уязвимы и некоторые уже разрушены полностью. Красивая решетка отделяет от улицы путь во двор. Во дворе дома нам открывается продолжение мотивов с фасада. Сводчатая подворотня с ажурной решеткой ведут во двор, где целый ансамбль с башенкой, изразцовыми ширинками, красивыми деталями. Декор внутреннего двора очень богат.  Башня во дворе — это черная лестница. Вход в главную парадную находится под шикарным эркером. Также в окнах парадной лестницы, хорошо сохранившиеся витражи с растительными орнаментами. Перила также сохранились полностью, что чугун, что дерево.

Далее выходим на Невский проспект. Дом Г.Г. Брокка, Невский, 65. Здание построено в 1902-1904гг. по проекту архитектора Л.Л. Фуфаевского. Ранее на этом месте стоял дом жены тайного советника Рюль. Здание выглядит очень эффектно. Нижние три этажа украшены витринными окнами, а верхние этажи пышной лепниной и статуями. На втором этаже находится «почта России», поэтому, вход свободный.

Двор ангела находится в самом центре Петербурга на Невском проспекте и имеет острую 5-ти угольную форму. Этот двор-колодец — один из самых оригинальных, он имеет пять углов. Если смотреть наверх, то Вы увидите фигуру в виде крыльев. Чтобы рассмотреть ангела, необходимо разместиться в одном из углов этого места спиной, закрыв при этом глаза. После этого следует неспешно приподнять голову и раскрыть глаза. Говорят, если не рассмотрели фигуру ангела сразу, то дальше пробовать нет смысла. А еще встав под аркой можно загадать желание. Адрес: Невский проспект, 3

Существует еще много адресов дворов-колодцев в Санкт-Петербурге, и есть большая вероятность наткнуться на один из них просто прогуливаясь по городу.  Проходит время и во дворах появились граффити, стоянки машин и мусорные баки, но все также здесь смотрят друг на друга окна домов. Дворы-колодцы в Санкт-Петербурге сохраняют ни с чем несравнимую архитектуру города и остаются немыми свидетелями прошедшей эпохи.